PDF за минуту

Всё большее число типографий просит своих клиентов присылать макеты в формате PDF. Вполне резонно: в этом случае и работа в типографии объективно идёт быстрее, и тираж «запороть» сложней, ведь заказчик ещё при экспорте в PDF увидит проблемы, если они есть. Тем не менее, я неоднократно сталкивался с ложными представлениями дизайнеров и верстальщиков о записи PDF: мол, это сложно, это трудно, я обязательно где-нибудь поставлю не ту галку… Друзья мои! Это вовсе не так! Чтобы сделать корректный, правильный PDF, который «со свистом» пролетит через большинство проверок типографии, нужно буквально несколько кликов. Посмотрим, как это сделать:

То есть, выбираем PDF/X-1a и выставляем вылеты по 3 мм. И всё! Действительно просто. Что вы получите в результате этих действий? Так называемый PDF/X-1a: безотказный вариант для сдачи макета в типографию. О нём обязательно будет отдельная статья немного позже. А пока, если вы не хотите забивать себе голову всякими профилями, опциями записи PDF и прочей ерундой — ваша задача решена! Перед отправкой макета в печать осталось только открыть получившийся файл в Adobe Acrobat и сравнить его (на всякий случай) с файлом вёрстки.

Тем же, кто хочет контролировать параметры создания PDF, я расскажу о назначении каждого элемента диалога экспорта. Хоть текста и довольно много, читается он легко. Откройте вашу любимую программу вёрстки, кликните внизу на её название и сразу, по ходу чтения, создавайте свой профиль экспорта в PDF!

Adobe Illustrator

В Illustrator общие для всех закладок выпадающие меню находятся сверху.

  • В меню Adobe PDF Preset скрываются готовые профили настроек экспорта в PDF. Вы можете сохранить текущий профиль (пресет), нажав на кнопку справа от этого меню.
  • Standard: стандарты PDF/X. Всегда доступны, даже если вы удалите одноимённые пресеты. Удобно выбрать какой-либо стандарт и на его основе построить свой пресет.
  • Compatibility: здесь вы выбираете версию PDF. Как вы помните из статьи об этом формате, в более свежих версиях существует больше возможностей, таких как прозрачности, слои и т.п. Что выбрать — зависит от вашей типографии. Самый «дуракоустойчивый» вариант — PDF 1.3. Прозрачности, если они есть, будут схлопнуты, и ваш файл выведется даже в самой дремучей типографии. Однако если вы печатаетесь там, где лояльно относятся к прозрачностям, лучше всё же выбрать PDF 1.6.

Первая закладка — General: общие настройки записи.

  • Description — хорошим тоном будет написать здесь краткую сводку (для себя) о настройках вашего пресета.
  • Preserve Illustrator editing capabilities. Если хотите иметь возможность открыть полученный PDF в AI, ставьте галку, это запишет всю дополнительную информацию иллюстратора. В том числе и исходные несжатые изображения, использованные в вёрстке. Так что объём файла увеличится, даже если вы в закладке «Compression» поставите какой-нибудь JPEG. Для типографии в целом бесполезно.
  • Embed page thumbnails. Включить миниатюры страниц в PDF. Немного увеличивает размер файла. Совершенно бесполезная галка.
  • Optimize for fast web view. Оптимизирует PDF для более быстрого отображения в браузере. Страницы показываются по мере загрузки, а не тогда, когда загрузится весь PDF целиком. Незначительный положительный эффект в плане размера файла достигается только на многостраничных документах. Можно поставить тут галку и забыть.
  • View PDF after saving / exporting. Лень руками открывать записанный PDF? Опция для вас.
  • Create Acrobat layers from top-level layers. Опция создаст PDF со слоями, если они у вас были в документе. Источник потенциальных проблем: лучше отключить. Почему? Наверняка вы пользуетесь слоями, включаете и отключаете их видимость. Со включённой галкой в PDF будут сохранены все слои: и отображаемые, и скрытые. В типографии в результате обработки вашего макета скрытые слои могут стать видимыми, и тираж пойдёт под нож.

Следующая закладка — Compression: настройки сжатия данных. Разделена на три группы — цветные изображения, grayscale и монохромные.

  • В первой строке вы определяете, что делать с картинками, разрешение которых превышает определённый порог. Рекомендую следующие параметры для цветных и grayscale изображений: Bicubic downsampling to 350ppi for images above 400ppi. Это значит: если картинка имеет разрешение больше 400ppi, уменьшить её до 350ppi, используя наиболее качественный алгоритм. Для монохромных изображений подойдёт Average downsampling to 1200ppi for images above 1800ppi.
  • Ниже вы задаёте алгоритм сжатия изображений. Можете оставить «None». Картинки не будут сжаты и даже в самых дремучих типографиях выведутся без проблем; правда, файлы будут довольно большими. Я рекомендую пользоваться JPEG/Maximum, пусть JPEG и является алгоритмом сжатия с потерями. В тираже изображение, сжатое с максимальными настройками качества практически неотличимо от несжатого.
  • Tile size: настройка, доступная только для JPEG2000 (кстати, не стоит его использовать: далеко не всё типографское ПО умеет работать с этим алгоритмом сжатия). Определяет размер зоны прогрессивной распаковки картинки.
  • Для монохромных изображений свой набор алгоритмов сжатия. Лучшие результаты дают ZIP и CCITT4.
  • Compress text and line art — а почему бы нет? Сжимает текст и векторную графику.

Marks and bleeds — третья закладка. Здесь вы определяете необходимые метки и параметры вылетов.

  • Trim marks. Метки реза. Не помешают, но и погоды не сделают. Ставятся ровно по обрезному формату. Trim mark weight — толщина, Offset — расстояние от обрезного формата.
  • Registration marks (кресты совмещения) и Color bars (контрольные плашки) — вообще не нужны. Если вы печатаетесь в офсетной типографии, их там поставят сами, согласно своим правилам. А если печатать на цифре — они и подавно не нужны.
  • Page information: если хотите, чтобы на полях PDF’ки болталось название файла вёрстки и дата-время экспорта PDF, ставьте.
  • Printer mark type: выбор типа меток реза и совмещения. Большой разницы нет, выбирайте, что вам больше нравится:
  • Use document bleed settings. Рекомендую галку снять и насильно прописать подходящее значение вылетов, например, 3мм. Со всех сторон.

Output. Пожалуй, наиболее важная часть настроек. Здесь вы определяете, что делать с цветом. Секция PDF/X доступна только при экспорте со стандартными настройками PDF/X и содержит метаинформацию о цветовых профилях, использованных при подготовке макета к печати.

  • Color conversion / Destination.
    • No conversion: не делать никаких преобразований цвета при записи PDF. Вы получаете полный контроль над цветом в макете, т.к. все цветовые преобразования делаете самостоятельно. Каждую картинку придётся отдельно открывать в Photoshop и конвертировать в нужный профиль. Дисциплинирующий выбор.
    • Convert to destination: автоматически преобразовать все изображения в профиль, указанный в меню «Destination». Не самый лучший выбор. Если вы, например, некоторые изображения переводили в CMYK каким-то особенным методом, чтобы получить устраивающие вас значения цветов по каналам, они будут сконвертированы иначе.
    • Convert to destination (preserve numbers): автоматически цветоделить все изображения в профиль, указанный в меню «Destination», но с одной важной оговоркой. Не будут преобразованы изображения без прикреплённого профиля и находящиеся в том же цветовом пространстве, что и профиль назначения (destination). То есть: случайно затесавшаяся картинка в RGB сконвертирована будет, картинка в CMYK с профилем — тоже, а картинка в CMYK без профиля будет оставлена нетронутой. Оптимальная настройка!
  • Profile inclusion policy: включать или не включать профиль назначения в экспортируемый PDF. Правильный выбор — Don’t include profiles, чтобы избежать возможного искажения цвета в типографии.

Advanced. Ничего особенно продвинутого, в общем-то:

  • Fonts: шрифт можно внедрить целиком (например, всю тысячу-другую знаков: китайские иероглифы, иврит, арабские буквы), а можно включить частично — только те знаки, которые используются в вашем макете. По умолчанию Illustrator включает в PDF весь шрифт, только если вы использовали 100% его символов, то есть никогда. Но стоит вам поставить, скажем, значение 20%, и шрифт будет внедрён полностью, если вы используете всего 20% его глифов. Значение по умолчанию (100%) вполне разумно.
  • Overprint and transparency flattener options: настройки сведения (схлопывания) прозрачностей. Доступно только для версии PDF 1.3, потому что более поздние версии прозрачность поддерживают. Оптимальный выбор — High resolution.

Security. Если хотите, чтобы ваш файл смогли открыть и проверить в типографии, не ставьте здесь никаких галок и паролей.

Summary. Здесь можно быстренько пробежаться по сделанным вами настройкам, убедиться, что всё в порядке и уже наконец нажать «Save PDF».

Наверх

Adobe InDesign

В InDesign общие для всех закладок выпадающие меню находятся сверху.

  • В меню Adobe PDF Preset скрываются готовые профили настроек экспорта в PDF. Вы можете сохранить текущий профиль (пресет), нажав на кнопку «Save preset» в левом нижнем углу окна.
  • Standard: стандарты PDF/X. Всегда доступны, даже если вы удалите одноимённые пресеты. Удобно выбрать какой-либо стандарт и на его основе построить свой пресет.
  • Compatibility: здесь вы выбираете версию PDF. Как вы помните из статьи об этом формате, в более свежих версиях существует больше возможностей, таких как прозрачности, слои и т.п. Что выбрать — зависит от вашей типографии. Самый «дуракоустойчивый» вариант — PDF 1.3. Прозрачности, если они есть, будут схлопнуты, и ваш файл выведется даже в самой дремучей типографии. Однако если вы печатаетесь там, где лояльно относятся к прозрачностям, лучше всё же выбрать PDF 1.6.

Первая закладка — General: общие настройки записи.

  • Description — хорошим тоном будет написать здесь краткую сводку о настройках вашего пресета.
  • Секция «Pages»: проверьте, что не выбрано «Spreads». В противном случае препрессы типографии будут вас вспоминать нехорошими словами, разрезая ваши развороты на отдельные страницы.
  • Viewing: определяет режим, в котором PDF будет открываться по умолчанию в Acrobat. Оставьте default, на печать не влияет никак.
  • Embed page thumbnails. Включить миниатюры страниц в PDF. Немного увеличивает размер файла. Совершенно бесполезная галка.
  • Optimize for fast web view. Оптимизирует PDF для более быстрого отображения в браузере. Страницы показываются по мере загрузки, а не тогда, когда загрузится весь PDF целиком. Незначительный положительный эффект в плане размера файла достигается только на многостраничных документах. Можно поставить тут галку и забыть.
  • View PDF after saving / exporting. Лень руками открывать записанный PDF? Опция для вас.
  • Create tagged PDF. Размечать или нет в PDF начало и конец параграфов, списки, таблицы, изображения и т.д. Полезная штука, если вы создаёте документ для просмотра на разных устройствах. На печати разницы между обычным PDF и tagged PDF нет.
  • Create Acrobat layers. Опция создаст PDF со слоями, если они у вас были в документе. Источник потенциальных проблем: лучше отключить. Почему? Наверняка вы пользуетесь слоями, включаете и отключаете их видимость. Со включённой галкой в PDF будут сохранены все слои: и отображаемые, и скрытые. В типографии в результате обработки вашего макета скрытые слои могут стать видимыми, и тираж пойдёт под нож.
  • Export layers: если галка «Create Acrobat layers» отключена, это меню позволит вам выбрать, какие индизайновские слои экспортировать в PDF, а какие игнорировать. Если вышеупомянутая галка включена, экспортированы будут всё равно все слои. Видимые, невидимые, и непечатные.
  • Секция «Include»: оставьте все галки отключёнными. Всё это — лишняя для типографии информация. А иногда и откровенно вредная, например, пункты «Visible guides and grids» и «Non-printing objects».

Следующая закладка — Compression: настройки сжатия данных. Разделена на три группы — цветные изображения, grayscale и монохромные.

  • В первой строке вы определяете, что делать с картинками, разрешение которых превышает определённый порог. Рекомендую следующие параметры для цветных и grayscale изображений: Bicubic downsampling to 350ppi for images above 400ppi. Это значит: если картинка имеет разрешение больше 400ppi, уменьшить её до 350ppi, используя наиболее качественный алгоритм. Для монохромных изображений подойдёт Average downsampling to 1200ppi for images above 1800ppi.
  • Ниже вы задаёте алгоритм сжатия изображений. Можете оставить «None». Картинки не будут сжаты и даже в самых дремучих типографиях выведутся без проблем; правда, файлы будут довольно большими. Я рекомендую пользоваться JPEG/Maximum, пусть JPEG и является алгоритмом сжатия с потерями. В тираже изображение, сжатое с максимальными настройками качества практически неотличимо от несжатого.
  • Tile size: настройка, доступная только для JPEG2000 (кстати, не стоит его использовать: далеко не всё типографское ПО умеет работать с этим алгоритмом сжатия). Определяет размер зоны прогрессивной распаковки картинки.
  • Для монохромных изображений свой набор алгоритмов сжатия. Лучшие результаты дают ZIP и CCITT4.
  • Compress text and line art — а почему бы нет? Сжимает текст и векторную графику.
  • Crop image data to frames. Если поставить эту галку, изображения в PDF будут обрезаны по границе контейнеров, в которых они находятся.

Marks and bleeds — третья закладка. Здесь вы определяете необходимые метки и параметры вылетов.

  • Crop marks. Метки реза. Не помешают, но и погоды не сделают. Ставятся ровно по обрезному формату. Weight — толщина, Offset — расстояние от обрезного формата.
    Bleed marks. Метки границы вылетов. То же самое, что и с crop marks — если хотите, то ставьте.
  • Registration marks (кресты совмещения) и Color bars (контрольные плашки) — вообще не нужны. Если вы печатаетесь в офсетной типографии, их там поставят сами, согласно своим правилам. А если печатать на цифре — они и подавно не нужны.
  • Page information: если хотите, чтобы на полях PDF’ки болталось название файла вёрстки и дата-время экспорта PDF, ставьте.
  • Use document bleed settings. Рекомендую галку снять и насильно прописать подходящее значение вылетов, например, 3мм. Со всех сторон.
  • Include slug area. Выводить или нет служебную область (slug). Если вы ей пользуетесь, решайте сами. Обычно необходимости в ней нет.

Output. Пожалуй, наиболее важная часть настроек. Здесь вы определяете, что делать с цветом. Секция PDF/X доступна только при экспорте со стандартными настройками PDF/X и содержит метаинформацию о цветовых профилях, использованных при подготовке макета к печати.

  • Color conversion / Destination.
    • No conversion: не делать никаких преобразований цвета при записи PDF. Вы получаете полный контроль над цветом в макете, т.к. все цветовые преобразования делаете самостоятельно. Каждую картинку придётся отдельно открывать в Photoshop и конвертировать в нужный профиль. Дисциплинирующий выбор.
    • Convert to destination: автоматически преобразовать все изображения в профиль, указанный в меню «Destination». Не самый лучший выбор. Если вы, например, некоторые изображения переводили в CMYK каким-то особенным методом, чтобы получить устраивающие вас значения цветов по каналам, они будут сконвертированы иначе.
    • Convert to destination (preserve numbers): автоматически цветоделить все изображения в профиль, указанный в меню «Destination», но с одной важной оговоркой. Не будут преобразованы изображения без прикреплённого профиля и находящиеся в том же цветовом пространстве, что и профиль назначения (destination). То есть: случайно затесавшаяся картинка в RGB сконвертирована будет, картинка в CMYK с профилем — тоже, а картинка в CMYK без профиля будет оставлена нетронутой. Оптимальная настройка!
  • Profile inclusion policy: включать или не включать профиль назначения в экспортируемый PDF. Правильный выбор — Don’t include profiles, чтобы избежать возможного искажения цвета в типографии.
  • Simulate overprint. Доступно только для версии PDF 1.3. Если включить галку, InDesign сначала сконвертирует все смесевые цвета в CMYK, а потом применит имеющиеся атрибуты overprint, разбивая пересекающиеся объекты на части. Такая страшная штука получится… Не пользуйтесь ею. Чтобы посмотреть, как выглядит ваш документ с применением всех оверпринтов, существует режим Overprint preview.
  • Ink manager. Здесь можно поменять порядок печати красок, изменить их нейтральную плотность, назначить алиасы цветам, указать прозрачность (укрывистость) краски. Если вы не знаете, что это такое — оставьте настройки в покое. А если знаете — то сначала пообщайтесь с типографией.

Advanced. Ничего особенно продвинутого, в общем-то:

  • Fonts: шрифт можно внедрить целиком (например, всю тысячу-другую знаков: китайские иероглифы, иврит, арабские буквы), а можно включить частично — только те знаки, которые используются в вашем макете. По умолчанию InDesign включает в PDF весь шрифт, только если вы использовали 100% его символов, то есть никогда. Но стоит вам поставить, скажем, значение 20%, и шрифт будет внедрён полностью, если вы используете всего 20% его глифов. Значение по умолчанию (100%) вполне разумно.
  • OPI: механизм подстановки картинок высокого разрешения со специального OPI-сервера вместо низкокачественных превьюшек. Используется в крупных издательствах для оптимизации работы над макетом. Во-первых, компьютеру верстальщика не нужно ворочать многомегабайтные файлы изображений. Во-вторых, существенно меньше нагрузка на локальную сеть. В-третьих, процесс цветоделения можно поручить отдельным специалистам. Плюсов довольно много, но малоприменимо вне стен этих самых крупных издательств. Галки отключены.
  • Overprint and transparency flattener options: настройки сведения (схлопывания) прозрачностей. Доступно только для версии PDF 1.3, потому что более поздние версии прозрачность поддерживают. Оптимальный выбор — High resolution. Ignore spread overrides: ставьте галку, если хотите игнорировать индивидуальные настройки схлопывания прозрачностей, назначенные полосам. Доступно только для версии PDF 1.3.

Security. Если хотите, чтобы ваш файл смогли открыть и проверить в типографии, не ставьте здесь никаких галок и паролей.

Summary. Здесь можно быстренько пробежаться по сделанным вами настройкам, убедиться, что всё в порядке и уже наконец нажать «Export».

Наверх

CorelDRAW

Закладка General.

  • Export range. Выберите здесь то, что хотите экспортировать в PDF: документ, его страницы, все открытые документы (довольно удобная опция, кстати), или выделенные объекты.
  • Page size. Если в предыдущей секции выбрано «Selection», нужно определить обрезной формат получаемого файла. As defined in CorelDRAW — размер рабочей области Corel; Set by selected objects — задать тримбокс по границам выделения.
  • В нижней части окна находится выбор настроек экспорта (preset) и выбор версии PDF, совмещённый с выбором стандарта PDF/X.

Закладка Color.

  • Output colors as: выберите CMYK. Тогда Corel при экспорте сконвертирует все не-CMYK объекты в рабочий CMYK-профиль. Если вы точно знаете, что у вас и так всё в CMYK, выбирайте Native. В этом случае CorelDRAW не будет ничего делать с цветом.
  • Convert spot colors to CMYK/RGB. Галка доступна только в случае, если в макете где-то использованы смесевые цвета. Если вы не знаете, что это такое — ставьте, если она доступна, и выберите CMYK: Corel их автоматически сконвертирует. Обратите внимание, они могут немного измениться при выводе.
  • Embed color profile: снимите галку. Внедрённый в выводной файл профиль в некоторых типографиях может немного исказить цвет.
  • Preserve document overprints: по-хорошему, чтобы знать, включать эту галку или нет, нужно сначала посоветоваться с типографией, узнав их политику работы с оверпринтами. Во многих типографиях пользовательские оверпринты слепо убирают.
  • Always overprint black: то же, что и с предыдущим пунктом. В общем случае галку поставить можно, не повредит. Большинство типографий автоматически ставят оверпринт на чёрный.

В закладке Document, в общем-то, можно ничего не менять: параметры, определяемые здесь, на вывод не влияют.

  • Optimize for fast web view: оптимизирует PDF для более быстрого отображения в браузере. Страницы показываются по мере загрузки, а не тогда, когда загрузится весь PDF целиком. Незначительный положительный эффект в плане размера файла достигается только на многостраничных документах. Можно поставить тут галку и забыть.
  • Encoding: binary даст несколько меньший объём файла в сравнении с ASCII85.

Закладка Objects:

  • Bitmap compression. Здесь вы выбираете алгоритм сжатия изображений. Я рекомендую пользоваться JPEG с максимальным качеством (2), пусть JPEG и является алгоритмом сжатия с потерями. В тираже изображение, сжатое с максимальными настройками качества практически неотличимо от несжатого.
  • Раздел «Bitmap downsampling» определяет, что делать с картинками, разрешение которых превышает определённый порог. Рекомендую следующие параметры: color 350, grayscale 350, monochrome 1200.
  • Compress text and line art — а почему бы нет? Сжимает текст и векторную графику.
  • Export all text as curves — автоматически переведёт текст в кривые. Если честно, не вижу в этом смысла, т.к. шрифты в PDF отлично внедряются. Небольшие типографии, тем не менее, могут попросить вас «скривить» шрифты.
  • Embed fonts in document: обязательная галка. Иначе тексты в PDF будут корректно выглядеть только на вашем компьютере.
  • Embed base 14 fonts. По умолчанию с Adobe Acrobat устанавливаются 14 шрифтов в формате Type1. Это 4 начертания Times или Times New Roman, 4 начертания Helvetica или Arial, Courier, Symbol и Zapf Dingbats. Эти шрифты также присутствуют в каждом postscript-принтере. Встраивать их в PDF или нет? Я рекомендую на всякий случай всё-таки встроить.
  • Convert TrueType to Type1. В современном мире смысл конвертировать шрифты в Type1 для типографий исчез. Хотите — ставьте, хотите — нет.
  • Subset fonts: шрифт можно внедрить целиком (например, всю тысячу-другую знаков: китайские иероглифы, иврит, арабские буквы), а можно включить частично — только те знаки, которые используются в вашем макете. По умолчанию CorelDRAW включит в PDF весь шрифт, только если вы используете как минимум 85% его символов. Стоит вам поставить, скажем, значение 20%, и шрифт будет внедрён полностью, если вы используете всего 20% его глифов. Я рекомендую значение 100%, то есть включать в PDF только используемые символы.
  • Render complex fills as bitmap: не стоит. Оставьте «сложные заливки» в векторе. Во-первых, неизвестно, что именно CorelDRAW считает «сложной» заливкой, во-вторых, неизвестен алгоритм, по которому он её отрастрирует.
  • EPS files. Политика включения EPS-файлов в PDF: экспортировать превью или постскрипт-код. Неважно, т.к. не стоит в принципе использовать EPS-файлы в макетах CorelDRAW. Совсем не стоит. Лучше откройте их отдельно в том же Corel, и скопируйте содержимое в макет.

Закладка Prepress. Сюда канадские разработчики поместили следующее:

  • Bleed limit: размер вылетов. Поставьте 3мм как минимум. CorelDRAW почему-то не умеет подхватывать значение из своего же поля «bleed» в настройках размеров страницы.
  • Preserve halftone screen information. Сохранять ли во внедрённых в макет растровых изображениях информацию об их линиатуре, типе растровой точки, углах поворота растра и т.п. Во-первых, таковая информация врядли в них содержится. Во-вторых, что более важно, эту информацию в 99% случаев проигнорируют в типографии и выведут файл со своими настройками. Так что можно эту галку отключить.
  • Printer’s marks. Метки в типографии не нужны. Разве что для себя можете поставить Crop marks, чтобы и в PDF увидеть, где будет проходить линия реза.
  • Maintain OPI links. OPI —это механизм подстановки картинок высокого разрешения со специального OPI-сервера вместо низкокачественных превьюшек. Используется в крупных издательствах для оптимизации работы над макетом. Во-первых, компьютеру верстальщика не нужно ворочать многомегабайтные файлы изображений. Во-вторых, существенно меньше нагрузка на локальную сеть. В-третьих, процесс цветоделения можно поручить отдельным специалистам. Плюсов довольно много, но малоприменимо вне стен этих самых крупных издательств. Галки отключены.

Закладка Security. Если хотите, чтобы ваш файл смогли открыть и проверить в типографии, не ставьте здесь никаких галок и паролей.

Последняя закладка — сводный список замеченных перед экспортом недочётов и потенциальных ошибок. CorelDRAW обладает встроенным средством для их обнаружения (т.н. «префлайтером»), который вы можете здесь настроить, нажав на кнопку «Settings». Подробно рассматривать префлайтер сейчас я не буду: это тема для отдельной полноценной статьи.

Теперь, когда все настройки в порядке, можно вернуться на первую закладку и записать их в готовый набор, нажав плюсик рядом с меню «PDF preset».

Наверх

Добавить комментарий